Советы дефектолога

Как организовать занятия с ребенком с ОПФР дома

Многие родители сталкиваются с такой проблемой, как отказ ребенка заниматься дома с мамой. Ребенок может с мамой играть, бегать, выполнять только те действия, которые ему интересны. Но как только дело доходит до занятий, многие дети отказываются выполнять предложенные задания, плачут, закатывают истерики. Но к началу обучения ребенка в школе необходимо привить ему навык выполнения не только тех заданий, которые хочет он сам, но и те, которые нужно. Иначе в школе Вы столкнетесь с большой проблемой при выполнении домашних заданий. Для того, чтобы научить ребенка выполнять  задания по требованию родителей, нужно организовать рабочее место ребенка и подобрать стимулы (поощрения). Поощрения желательно выбирать с учетом интересов ребенка: мыльные пузыри, машинки, игры с мячом, и т.п. Иногда используют съедобные поощрения, но наша цель – развить у ребенка интерес к познавательной деятельности. Поэтому конфеты, печенье и т.п. применяются, как правило, в том случае, если больше ребенку ничего не интересно.  Стимулы постепенно будут меняться, по мере развития Вашего малыша.  

В коррекционной работе учителя-дефектолога специальной группы для детей с трудностями в обучении и с расстройствами аутистического спектра, мы используем элементы структурированного обучения, в частности, структуризацию индивидуальных и фронтальных занятий всех воспитанников группы, так как у всех детей, посещающих данную группу,  имеются нарушения внимания и коммуникативных навыков. Когда дети становятся более усидчивыми, привыкают к правилам поведения на занятиях, тогда для некоторых из них структуризацию занятия можно убрать (в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребенка). Для детей с нарушениями аутистического спектра постепенно вводится визуализированное расписание занятий с использованием картинок.

  1. «Структуризация» (планирование занятия).

Материал: карточки из плотной бумаги с цифрами от 1-го до 3-х(4-х), контейнеры с цифрами по количеству заданий.

Приготовьте весь материал, который понадобится вам для занятия. За одно занятие берем не более 2-4-х заданий. Последнее задание всегда должно быть самым любимым (поощрительный приз). Раскладываем материал к каждому заданию под определенным номером. Удобнее всего для каждого задания подобрать ёмкости. Это могут быть контейнеры с невысокими бортами формата  А-4.  Так ребенку удобнее будет самому брать коробку с заданием и ставить перед собой на стол. Выполненные задания откладываем в специально отведенное место (у нас это – справа от учителя-дефектолога на выдвижной ящик с крышкой).

Карточки с цифрами мы вставляем в ёжика - подставку для карандашей. На столе у нас зафиксирован ряд из цифр от 1 до 4-х (из-за предпочтений некоторых детей группы). Используя маркер для белой доски, который легко стирается, после выполнения каждого задания, ребенок зачеркивает номер этого задания и ставит цифру в подставку. Во время выполнения задания карточку с цифрой ребенок выкладывает под соответствующей цифрой в ряду.  

Ниже приведен пример занятия с ребенком трех лет с нарушением внимания и коммуникативной сферы.

  • № 1. «Игра с мячом» (мячик).
  • № 2. «Кормление птиц». Мисочка с крупой, поднос, игрушечные птицы: курочка, уточка, петушок. Птиц лучше убрать в коробку и достать перед выполнением задания, чтобы ребенок не отвлекался.
  • № 3. «Мыльные пузыри» (баночка с мыльными пузырями). 

Перед началом занятия говорите ребенку:

«Посмотри, сколько у нас заданий? (Считаем вместе). Сначала задание № 1 (показываете 1 палец и указываете на карточку с цифрой  1, лежащую перед заданием)   – будем играть с мячиком, потом - задание  № 2 (показываете 2 пальца и указываете на карточку с цифрой  2, лежащую перед заданием) – будем кормить птичек, потом - задание № 3 (показываете 3 пальца и указываете на карточку с цифрой  3, лежащую перед заданием)  – мыльные пузыри. Один, два, три – первое задание бери!».

Ребенок берет первое задание (если сам не берет, то берете Вы его руками), кладет на стол, выполняет. Определите место, куда будете откладывать материал выполненных заданий. Далее берет следующее, и т.п. Если он, не выполнив 1-го задания, хочет перейти к следующему, или прекратить занятие, то Вы твердо говорите: «Нет! Потом!  Сначала задание № 1». Если ребенок все равно капризничает, то Вы берете самое желанное для него задание (в данном случае – мыльные пузыри), и четко говорите: «Пузыри потом! Сначала кормим птичек. Или я заберу пузыри!». Слова «сначала» и «потом» говорим четко и твердо.

Задание № 1 выполнили и убрали!

После выполнения каждого задания Вы вместе с ребенком прохлопываете слова по слогам, весело и четко: «Мо-ло-дец! Ум-ни-ца! С-с-салют! (см. упражнение «Салют»)».  Затем четко говорите: «Складываем!» - и ребенок по Вашей инструкции дает Вам по одному предмету (см. упражнение  «Складываем»).

 

Очень важно! В самом начале берем только 2 задания, первое из которых будет очень легкое и по времени не более 1-2-х минут. Это может быть простое соотнесение по цвету или доска с вкладышами. Если ребенок плачет и не хочет, то Вы выполняете задание его руками, не смотря на протест. После выполнения и складывания первого задания Вы говорите: «Задание № 1 выполнили и убрали!  А теперь, задание № 2 (поощрение)!».

Постепенно ребенок понимает, что в конце его ждет что-то интересное,  привыкает, и начинает спокойно выполнять задания. Постепенно, первое задание усложняется, увеличивается по времени (по 1 минуте), а затем можно добавить еще одно задание. Поощрение всегда используем в конце, последним заданием! 

 

Упражнения, используемые при структуризации занятия

«Складываем».

Обязательный заключительный этап каждого задания. Не забывайте! Это очень важно!

После выполнения задания, говорите (например, после выполнении задания № 2 «Кормление птиц»):

«Складываем! Помоги мне высыпать крупу в миску!». Вы держите поднос над миской и указательным пальцем аккуратно ссыпаете крупу в миску с одной стороны, а ребенок помогает Вам с другой. Одновременно комментируете: «Гречка сыплется: шух-шух! Убираем поднос.   Мо-ло-дец! С-с-салют!». 

 

«Мо-ло-дец!»

(Башинская Т.В. Пятница Т.В. Как превратить неговорящего ребёнка в болтуна)

Учим действовать ребенка по инструкции.  После выполнения ребенком задания всегда говорим: «Мо-ло-дец!» (с хлопком на каждый слог). Если ребенок сам не хлопает, то Вы действуете его руками, постепенно ослабляя свою помощь. Когда он начнет справляться, попробуйте своими ладонями хлопать по его ладоням.

 

 «Салют!»

(Башинская Т.В. Пятница Т.В. Как превратить неговорящего ребёнка в болтуна)

Резко разжимаем кулачки обеих рук, одновременно весело и четко произносим: «С-с-с-салют!» - с  акцентом на звук [с]. Используется в конце каждого задания и в конце занятия, как похвала, после: «Мо-ло-дец!».

 

Упражнения, используемые в данном занятии

«Игра с мячом»

Вам понадобятся 2 мяча – Вам и ребенку.    

а) «Ах – бах!». Вы поднимаете мяч вверх и весело, эмоционально произносите: «Ах!» - чётко проговаривая все звуки. Затем бросаете его вниз, чётко произнося: «Бах!».  Если ребенок не различает слова  «бах» и «ах», то вы, наклонившись к нему, лицом к лицу («Смотри на мой ротик» - пальцем показываете на свои губы),  четко проговариваете каждый звук в отдельности: «А-а-а! Х-х-х! А-а-х!» - поднимаете мяч вверх. Затем так же проговариваете в отдельности: «Б-б-б! А-а-а! Б-б-а-а! Б-б-а-а х! Х-х-х! Бах!» - бросаете мяч вниз.

б) «Ух – бух!». Вы поднимаете мяч вверх и весело, эмоционально произносите: «Ух!» - чётко проговаривая все звуки. Затем бросаете его через голову назад, за спину, чётко произнося: «Бух!».

 

«Кормление птиц»

  На подносе мисочка с крупой, рядом игрушечные птицы (курочка, уточка, петушок, …). На начальном этапе достаточно одной птички. Затем постепенно добавляем по одной. . Берем из миски щепотками (тремя пальцами) крупу, и, перебирая ее между пальцами, сыпем на поднос, одновременно приговаривая: «Цыпа-цыпа-цып!» (Обязательно эмоционально, выразительно, чтобы ребенок заинтересовался!). Затем берем по одной птичке, и говорим: «Курочка – ко-ко-ко, кушает – ам-ам-ам!» - «клюем» крупу из подноса. «Уточка – кря-кря-кря, кушает – ам-ам-ам! Петушок – ку-ка-ре-ку, кушает – ам-ам-ам!». Когда птички «наелись», а ребенок наигрался, говорите: «Птички говорят: «Спасибо, …(имя ребенка)! Пока-пока!». Птички «целуют» ребенка в щечку с характерным для поцелуя звуком и уходят: «Топ-топ-топ!». Если это дикие птички, то улетают: «Птички крылышками мах-мах-мах!».

 

«Мыльные пузыри».

а) «Хлоп!». Вы выдуваете пузыри, а ребенок по Вашей команде их ловит, хлопая в ладоши: «Хлоп!». Если у ребенка не получается, то попросите кого-нибудь выдувать пузыри, и хлопайте руками ребенка. Следите, чтобы ребенок не сжимал руки в кулачки. Ребенок должен также произносить команды во время движения. Если ребенок не слушает, Вы говорите твердо: «Нет! Заберу пузыри. Слушай!» Обязательно хвалим ребенка. Игру проводим весело, задорно, эмоционально. Не бойтесь кричать: «Мо-ло-дец!». После безошибочного выполнения данного задания добавляем еще одну команду (п.б). И т.п.

б) «Тык!» - лопаем пузыри, тыкая указательным пальцем. Чередуем команды: «Хлоп!» и «Тык!».

в) «Топ!» - пузыри выдуваем вниз и  стараемся  топнуть по ним  ногами,  одновременно произнося: «Топ!».  Чередуем три команды.

г) «Хап!» - хватаем в ладошку, сжимая руку в кулачок. Чередуем четыре команды.

Меняйтесь периодически ролями, давайте ребенку подуть, а сами ловите по команде пузыри. Только баночку в руки не давайте, разольет.

  

Памятка для родителей. Для неговорящих детей

 Не бойтесь быть смешными перед Вашим ребенком! Вы можете корчить рожицы, ползать на четвереньках, кричать, баловаться с ним вместе. Этим Вы покажете ребенку, что Вы с ним равны, что Вы его друг, и он может доверять Вам. В игре и шутках Вы добьетесь от ребенка значительно больших успехов, чем постоянными нотациями или телесными наказаниями.

  1. Во время занятий должна быть доброжелательная атмосфера. Если у ребенка долго что-то не получается и Вы чувствуете, что выходите из себя, то ни в коем случае не кричите на него, а лучше прервите данное задание и перейдите к какой-нибудь другой деятельности. К прерванному заданию можно попробовать вернуться на следующий день. Если же ребенок категорически не хочет выполнять данное задание, то откажитесь от него совсем, заменив его другим.
  2. Самое главное при выполнении заданий – это добиться произнесения звука (слова) в момент движения. На начальном этапе это могут быть только гласные звуки, затем постепенно добавятся согласные. Например, бросаем предмет и во время броска произносим: «Бааах!».  Ребенок  сначала выполняет молча, а потом появляется: «А-а-а!», а затем: «Ах!» или «Баа!», и только позже: «Бах!». Не забывайте хвалить ребенка даже за малейшие достижения.
  3. Разговаривайте с ребенком четко, выразительно, эмоционально. Обращайте его внимание на положение Ваших губ при разговоре. Идя по улице, комментируйте все, что Вы видите, и, по возможности, изображайте жестами. «Птичка полетела! Где птичка? Вот! (Показываете указательным пальцем.) Птичка крылышками мах-мах-мах! (Размахиваете руками, как крыльями.)». Если ребенок не повторяет за Вами движения, то Вы берете его за руки и делаете за него его руками. Постепенно Ваша помощь будет ослабевать, а потом он научится делать данное движение самостоятельно. Мальчик идет: «Топ-топ-топ! Где мальчик? Вот!». Тетя идет: «Цок-цок-цок! (Если на каблуках.) Где тетя? Вот! (Показываете указательным пальцем.)».
  4. Не обращайте внимания на то, что подумают или скажут окружающие о Вас и Вашем ребенке. Это Ваш ребенок и в Ваших силах сделать все для того, чтобы Ваш ребенок научился связно выражать свои мысли и общаться с другими людьми, что является важнейшим фактором для его дальнейшего развития и обучения в школе.

 

 

 

 

 

 

  

свернуть

Рекомендации по организации занятий с ребёнком дома

  1. Занятия должны быть регулярными, носить занимательный, никак не принудительный характер.
  2. Занятия могут проводиться во время прогулок, поездок. Но некоторые виды занятий требуют обязательной спокойной деловой обстановки, а также отсутствия отвлекающих факторов.
  3. Необходимо приучать ребёнка к самостоятельному выполнению заданий. Не следует спешить, показывая, как нужно выполнять задание, даже если ребёнок огорчён неудачей.
  4. Занятия должны быть непродолжительными, не вызывать утомления.
  5. Необходимо разнообразить формы и методы проведения занятий, чередовать задания по обогащению словаря с заданиями по развитию памяти, внимания, звукопроизношения, развития речи.
  6. Необходимо поддерживать у ребёнка желание заниматься, стимулировать его к дальнейшей работе, поощрять успехи, учить преодолевать трудности.
свернуть

УПРАЖНЕНИЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ

Упражнение "Задуй свечку" 

Описание упражнения:  Ребенок держит полоски бумаги на расстоянии около 10 см от губ. Предложите ему медленно и тихо подуть на "свечу" так, чтобы "пламя свечи" отклонилось.

Упражнение "Сдуть с руки снежинку" 

Описание упражнения: Положите на ладонь ребенку маленький кусочек ваты. Держа ладонь с ваткой на уровне рта, ребенок на выдохе сдувает ватку. Можно предложить подуть так, чтобы ватка улетела как можно дальше.

Упражнение "Горячий чай" 

Описание упражнения: Предложите ребенку подуть на пригоршни рук,  имитируя дутье на горячий чай.

Упражнение "Воздушный шар" 

Описание упражнения: Предложите ребенку развести перед собой руки, изображая "воздушный шар". Во время выдоха ребенок произносит звук "ф-ф-ф" и скрещивает руки на плечах.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ

1.Упражнения проводятся 2-3 минуты. Упражнения необходимо проводить плавно под счет, в проветренном помещении.

2. На первых этапах рекомендуется проводить гимнастику в положении ребенка лежа на спине. Для этого можно положить на живот (в области диафрагмы) ребенку какую-либо игрушку.

3. Не фиксируйте внимание ребенка на процессе вдоха и выдоха, не говорите ребенку "вдохни сильнее".

4. Следите за тем, чтобы ребенок не напрягал плечи, шею, не ощущал движения межреберных мышц и мышц нижней части живота.

5. Необходимо следить за тем, чтобы дутье было легким, без напряжения и излишних усилий.

6. При выполнении упражнений следите за тем, чтобы дети не надували щеки.

свернуть
Меню раздела