Адаптационная группа кратковременного пребывания «Ладушки»
ГУДО «Детский сад № 74 г. Бреста»
СЕГОДНЯ у подавляющего большинства детей раннее детство проходит в семье. Семейное воспитание действительно является оптимальным для маленького человечка, поскольку любовь близких, их индивидуальное общение являются главными и необходимыми условиями для нормального психического и физического развития ребёнка и его хорошего эмоционального состояния. Однако не все родители понимают возрастные особенности детей до трёх лет и умеют найти адекватные педагогические воздействия. Их внимание в основном сосредоточено только на физическом здоровье малыша и ограничено гигиеническим уходом (купание, кормление, прогулки и т.д.).
Многие молодые семьи, имеющие детей дошкольного возраста, не умеют или не могут правильно подготовить малыша к поступлению в детский сад, воспитать в нём базовые навыки сотрудничества в деятельности. Проблема адаптации ребенка к дошкольному учреждению обозначается специалистами как ведущая. Ребёнок готов к посещению детского коллектива, если семьёй пройдены этапы становления психологической автономности: «Мы играем только вместе», «Я играю сам, но ты будь со мной», «Иди, я немножко поиграю один», «Мне хорошо здесь, я готов отпустить тебя».
В нашем учреждении дошкольного образования организована работа адаптационной площадки в условиях кратковременного пребывания детей.
Основной целью организации адаптационной площадки в условиях кратковременного пребывания детей является обеспечение социализации, психологической готовности детей дошкольного возраста и адаптации их и их родителей к поступлению в дошкольное учреждение.
Задачи:
- организация плавного перехода от воспитания в условиях семьи к воспитанию детей в дошкольном учреждении;
- создание благоприятных условий для разностороннего развития детей дошкольного возраста, их ранняя социализация, позволяющая обеспечить успешную адаптацию ребёнка к условиям дошкольного учреждения;
- стимулировать познавательное развитие детей через взаимодействие с объектами и явлениями природы;
- формировать основы эстетической культуры средствами изобразительного искусства;
- оказание содействия семье в физическом, психическом и личностном развитии ребёнка дошкольного возраста;
- повышение родительской компетентности.
Приоритетными направлениями в содержании образовательной работы с детьми дошкольного возраста на адаптационной площадке в условиях кратковременного пребывания являются:
- приобретение социального опыта детьми дошкольного возраста;
- формирование средств общения со взрослыми и детьми;
- ориентирование на личностное развитие детей;
- развитие навыков в разных видах деятельности с учётом возможностей и интересов детей, потребностей родителей.
В играх-занятиях у малышей формируются, углубляются и уточняются представления об окружающем мире, совершенствуются практические умения и навыки. Планируя, организуя игры-занятия с нашими воспитанниками, мы решаем не только образовательные и развивающие задачи, но и воспитательные: формируем первичный практический опыт морального поведения в кругу сверстников. Эффективность игр-занятий определяется умением детей применять полученные представления в самостоятельной деятельности.
После занятий звучит спокойная музыка или детские песенки, и мамы с малышами расходятся по группе, выбирая себе игры, занятия. Профессионализм педагогов позволяет формировать адекватные возрасту способы и средства общения детей и родителей.
Детский психолог помогает родителям понять, с чем связаны особенности поведения их ребёнка (непослушание, капризы, упрямство, сложности в контакте с детьми и взрослыми и т.д.).
Преимущества новой философии взаимодействия педагогов с родителями в адаптационной группе неоспоримы и многочисленны:
- положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что детский сад всегда поможет им в решении педагогических проблем, учитывая их мнения, предложения по взаимодействию с ребёнком. Педагогам, в свою очередь, гарантированы поддержка, понимание со стороны родителей в большинстве проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие;
- учёт индивидуальности ребёнка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьёй, знает особенности, привычки своего будущего воспитанника и учитывает их в работе;
- возможность объединения усилий учреждения дошкольного образования и семьи в обучении, воспитании и развитии ребёнка.
При кратковременном пребывании детей в детском саду в процессе общения, занятий, игр со сверстниками закладывается базис личностной культуры ребёнка, необходимой для успешной социализации.
Заметна положительная динамика в развитии детских видов деятельности. Всё это – результат целенаправленной системной работы педагогов адаптационной группы, родителей и содержательной предметно-развивающей среды, мотивирующей деятельность детей с учётом разного уровня их развития.
ПЛАН РАБОТЫ АДАПТАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКИ В УСЛОВИЯХ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ ДЕТЕЙ
Организационная встреча администрации и родителей (за день до начала открытия работы адаптационной площадки).
Знакомство с планом работы и правилами посещения:
- представление педагогов, которые будут работать с детьми;
- заключение договоров о предоставлении услуги;
-анкетирование «Прогноз адаптации Вашего ребенка».
ПРАВИЛА ПРЕБЫВАНИЯ НА АДАПТАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКЕ
Ребёнок посещает площадку только в сопровождении родителей или близких.
Ребёнок и сопровождающие должны быть здоровыми.
Родители активно участвуют в деятельности детей на площадке, следуют рекомендациям педагогов.
Ответственность за жизнь и здоровье детей во время занятий несут родители.
Взрослым и детям необходима сменная обувь. Одежда и обувь должны быть удобными, не ограничивать движений в деятельности, которая им предлагается.
Запрещается приносить на площадку продукты питания, жвачки (детям и взрослым). Не желательно приносить игрушки из дома.
В случае невозможности прийти на площадку необходимо предупредить администрацию учреждения образования.
Адаптационная группа осуществляет свою деятельность
на протяжении 10 дней (с 18.08 по 31.08) .
Время работы: 8.45 – 11.30
РАСПОРЯДОК ДНЯ И СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ
Время |
Режимные моменты |
08.45-09.00 |
Приход детей и родителей в группу |
09.00-09.15 |
Самостоятельные игры детей, индивидуальное общение с педагогами. |
09.15-09.30 |
Специально организованная деятельность (по выбору, зависит от цели данного занятия):задания по сенсорному развитию (ориентировка в величине, форме, цвете предметов); развитие речи (занятия с картинками, сюжетные показы, показы простых предметов и их называние, рассказ без показа; рассказывание сказок); физические упражнения (ОРУ, основные виды движений, игры малой и средней подвижности); дыхательные упражнения с элементами психогимнастики; музыкальная деятельность (использование детских песенок, потешек, попевок с целью развития координации движений, умения соотносить слова текста с движениями). |
09.30-09.45 |
Самостоятельные игры детей |
09.45-10.00 |
Специально организованной деятельности: продуктивная деятельность (ознакомление с искусством и развитие изобразительной деятельности: аппликация без наклеивания, лепка, конструирование, рисование совместно с родителями). |
10.00-10.30 |
Совместная игровая деятельность детей и взрослых |
10.30-11.00 |
Игры на участке группы |
11.00-11.30 |
Уход детей и родителей домой |
Учебная программа дошкольного образования. Минск. Национальный институт образования, 2023.
Постановление №525 от 07.08.2019 «Об утверждении специфических санитарно-эпидемиологических требований»
ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
Адаптационной группы кратковременного пребывания
«Ладушки»
1 день (18.08)
День руководителя – «Нормативно-правовое обеспечение учебного процесса в дошкольном учреждении».
(Ответственный: заведующий Тарасевич С.А.)
2 день (21.08)
День медицинской сестры – «Режим в жизни малыша, санитарные нормы и правила в дошкольном учреждении образования».
(Ответственный: медецинская сестра Свердлова А.В.)
3 день (22.08)
День психолога – «Особенности воспитания детей с ОПФР».
(Ответственный: педагог-психолог Котчик О.Э.)
4 день (23.08)
День дефектолога – «Как заниматься с непоседой. Советы учителя –дефектолога».
(Ответственный: учитель-дефектолог Гасанова Г.В.)
5 день (24.08)
День физкультуры – «Влияние физических упражнений на развитие речи детей дошкольного возраста».
(Ответственный: руководитель физкультуры Демчик С.А.)
6 день (25.08)
День воспитателя – «Развиваем речь в сюжетно-ролевой игре».
(Ответственный: воспитатель дошкольного образования Зданевич Н.П.)
7день (28.08)
День медика - «Профилактика ОКИ».
(Ответственный: медецинская сестра Шустицкая А.В.)
8 день (29.08)
День музыки – «Музыкальное развитие детей 2-3, 4-5 летнего возраста. Как логоритмика помогает развивать фонематический слух и речь».
(Ответственный: музыкальный руководитель Доронина Е.Г. )
9 день (30.08)
День психолога – «Профилактика нежелательного поведения».
(Ответственный: педагог-психолог Котчик О.Э.)
10 день (31.08)
День учителя-дефектолога – «Говорим правильно в семье. Речевые игры. Слух и зрение в речевом развитие ребенка».
(Ответственный: учитель-дефектолог Острейко С.Н., Дубник А.Ю.)
План работы
адаптационной группы кратковременного пребывания «Ладушки»
ГУДО «Детский сад № 74 г. Бреста»
Тема занятия |
Основные блоки |
Содержание деятельности |
Цель |
1 занятие «Знакомство» |
Познавательная практическая деятельность Музыкальное искусство Трудовая деятельность Физическая культура |
1. Игра «Давайте познакомимся» 2. Игра «Волшебный поезд» 3. Поможем кукле Маше собрать ее игрушки. 4. Хоровод с куклой в спортивном зале. |
Знакомство с детьми; формирование теплой эмоциональной атмосферы; формирование положительного отношения к пребыванию в дошкольном учреждении знакомство с пространством музыкального зала, снятие эмоционального напряжения приучать убирать игрушки за собой накопление двигательного опыта |
2 занятие «Колобок» |
Познавательная практическая деятельность Художественная деятельность Изобразительное искусство Трудовая деятельность Физическая культура |
1. Рассматривание и обыгрывание игрушки. 2. Игра с плоскостными геометрическими фигурами. 3. Лепка «Колобок» 4. Подвижная игра с колобком
|
Развивать умения выделять и называть части игрушки; формировать умение включаться в диалог; вызывать положительные эмоции. Формировать умение выбирать кружочки по характерным признакам (нет углов); составлять кружочки из 2 – 3 частей; Развитие умения работать с пластилином; развивать мелкую моторику рук. Развивать умение ориентироваться в пространстве. |
3 занятие «Курочка с цыплятами» |
Познавательная практическая деятельность Художественная деятельность Изобразительное искусство Игровая деятельность |
1. Рассматривание и обыгрывание игрушки «Курица» 2. Обыгрывание потешки. 3. Игра за столом «Зернышки для цыплят». 4. Лепка. «Зернышки». 5. Игра «Найди цыплят». 6. Игра с подлезанием, подползанием «Цыплята и кошка».
|
Развивать у детей умение имитировать голоса птиц, действовать по указанию взрослого. Содействовать художествен ному восприятию потешки. Закреплять знание цвета; развивать мелкую моторику. Заинтересовывать детей лепкой; помочь в усвоении приемов лепки (отрывать кусочки); знакомить с правилами пользования материалами для лепки. Развивать умение ориентироваться в пространстве; совершенствовать умение ходить, не наталкиваясь друг на друга. Учить подлезать, проползать под веревку, дугу. |
4 занятие «Зайка» |
Познавательная практическая деятельность Изобразительное искусство Художественная деятельность Игровая деятельность |
1. Рассматривание и обыгрывание игрушки «Заяц». 2. Лепка «Морковки для зайчика». 3. Игра с платочками.
|
Формировать представление о животных (заяц), развивать умение узнавать животное по отличительным внешним признакам; обогащать знания и представления детей о животных живущих в лесу. Формировать умение совершать действия с пластилином (раскатывать тесто между ладонями прямыми движениями обеих рук); познакомить с оранжевым цветом. Обучать общеразвивающим упражнениям, воспитывать интерес к участию в двигательной деятельности. |
5 занятие «В гости к нам пришли мышата» |
Познавательная практическая деятельность Художественная деятельность Игровая деятельность |
1. Рассматривание и обыгрывание игрушек. 2. Дидактическая игра за столами «Спрячь мышку». 3. Пальчиковая игра «Часы». 4. Ходьба и бег на носках, упражнения с лентами. 5. Игра «Кошка и мыши».
|
Формировать умение узнавать животных (мышей) по отличительным внешним признакам и издаваемым звукам; дать понятие «один», «много». Развивать умение сравнивать и подбирать цветную картинку в соответствии с заданным образцом; закреплять знание цветов. Формировать умение выполнять элементы музыкально-ритмических движений и игровых действий. Учить ходить, бегать на носках, используя пространство всего зала, не наталкиваясь друг на друга; формировать умение выполнят движения вслед за взрослым и с его помощью; обогащать двигательный опыт детей. Учить детей пролезать в обруч; обогащать двигательный опыт, развивать воображение, внимание. Обогащать двигательный опыт детей; формировать умение управлять своими действиями, ориентироваться в пространстве. |
6 занятие «Птичка» |
Познавательная практическая деятельность Игровая деятельность Художественная деятельность Изобразительное искусство Игровая деятельность (на прогулке) |
1. Рассматривание и обыгрывание игрушечных птиц, большой и маленькой. 2. Наблюдение за живым попугаем. 3. Ходьба и бег по залу с заданием «Птицы летают». 4.Пальчиковая игра «Сорока-ворона». 5.Игра «Ку-ку». 6.Рисование пальчиками «Зернышки для птичек» 7.Подвижная игра «Птички».
|
Формировать умение узнавать птиц по отличительным внешним признакам и издаваемым звукам; формировать первоначальное представление о величине. Снять напряжение; создать эмоциональный комфорт, хорошее настроение; закрепить характерные признаки птиц; дать понятие живое. Учить ходить, бегать в разных направлениях, переходить от ходьбы к бегу и наоборот; сочетать ходьбу и бег с движениями руками «машем крыльями», выполнением других заданий. Учить рисовать овал; помогать осваивать основные цвета. Учить детей выпрыгивать из обруча, выполнять движения в соответствии с текстом игры; развивать воображение, внимание. |
7 занятие «Солнышко лучистое» |
Познавательная практическая деятельность Художественная деятельность Игровая деятельность |
1.Рассматривание и обыгрывание макета солнышка. 2.Конструирование «Солнышко». 3. Подвижная игра «Дождик». 4.Дидактическая игра «Цвет и форма».
|
Развивать способность слушать и понимать содержание стихотворения; закрепить знания о характерных признаках солнышка; вызывать положительные эмоции. Формировать умение создавать несложные конструкции; развивать мелкую моторику. Обогащать двигательный опыт детей; развивать самостоятельность. Учить узнавать предметы, сравнивая их по цвету и форме; закреплять знание основных цветов и форм. |
8 занятие «Волшебный поезд» |
Познавательная практическая деятельность Художественная деятельность Игровая деятельность |
1. Рассматривание и обыгрывание игрушки-конструктора «Поезд». 2. Игра в поезд. 3. Дидактическая игра «Вагончики». 4. Поезд едет по рельсам.
|
Формировать представление о составных частях поезда; развивать умение соотносить части и целое. Формирование умения выполнять движение, повторяя за взрослым и с его помощью; учить ходить изменяя темп, друг за другом; обогащать двигательный опыт детей. Развивать мелкую моторику, уточнит понятие много, закреплять знание основных цветов. Формировать умение ходить друг за другом; учить ходить переступая через рейки, положенные на полу. |
9 занятие «Мой веселый звонкий мяч» |
Познавательная практическая деятельность Художественная деятельность Игровая деятельность Музыкальное искусство |
1. Приветствие. 2. Рассматривание и обыгрывание мяча. 3. Психогимнастика «Мяч» 4. Музыкальная игра «Крошки» 5. Подвижная игра «Найди мячик»
|
Создание положительного эмоционального настроя в группе; Сплочение группы, развитие умения взаимодействовать со сверстниками; Повышение эмоционального тонуса; Развитие чувства ритма, координации движения; Развитие ориентации в пространстве; Формировать умение отражать в речи свое местонахождение, местонахождение других детей, предметов; Развитие зрительного и тактильного восприятия, речи и воображения. |
10 занятие «Мыльные пузыри» |
Познавательная практическая деятельность Художественная деятельность Игровая деятельность Музыкальное искусство |
1. Приветствие. 2. Рассматривание и обыгрывание мыльных пузырей 3. Потешка «Ладушки-ладошки» 4. Музыкальная игра «Вот гуляем мы с дружком». 5. Пальчиковая игра «Чижик-пыжик» 6. Психогимнастика «Мыльные пузыри»
|
Снятие эмоционального напряжения и агрессии; Снижение излишней двигательной активности, импульсивности; Формирование у детей умения устанавливать контакт друг с другом, сплочение группы; Развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики; Развитие внимания, речи и воображения. |