Адаптационная группа кратковременного пребывания

14.08.2023

Адаптационная группа кратковременного пребывания «Ладушки»

ГУДО «Детский сад № 74 г. Бреста»

СЕГОДНЯ у подавляющего большинства детей раннее детство проходит в семье. Семейное воспитание действительно является оптимальным для маленького человечка, поскольку любовь близких, их индивидуальное общение являются главными и необходимыми условиями для нормального психического и физического развития ребёнка и его хорошего эмоционального состояния. Однако не все родители понимают возрастные особенности детей до трёх лет и умеют найти адекватные педагогические воздействия. Их внимание в основном сосредоточено только на физическом здоровье малыша и ограничено гигиеническим уходом (купание, кормление, прогулки и т.д.).

Многие молодые семьи, имеющие детей дошкольного возраста, не умеют или не могут правильно подготовить малыша к поступлению в детский сад, воспитать в нём базовые навыки сотрудничества в деятельности. Проблема адаптации ребенка к дошкольному учреждению обозначается специалистами как ведущая. Ребёнок готов к посещению детского коллектива, если семьёй пройдены этапы становления психологической автономности: «Мы играем только вместе», «Я играю сам, но ты будь со мной», «Иди, я немножко поиграю один», «Мне хорошо здесь, я готов отпустить тебя».

В нашем учреждении дошкольного образования организована работа  адаптационной площадки в условиях кратковременного пребывания детей.

Основной целью организации адаптационной площадки в условиях кратковременного пребывания детей  является обеспечение социализации, психологической готовности детей дошкольного возраста и адаптации их и их родителей к поступлению в дошкольное учреждение.

Задачи:

  • организация плавного перехода от воспитания в условиях семьи к воспитанию детей в дошкольном учреждении;
  • создание благоприятных условий для разностороннего развития детей дошкольного возраста, их ранняя социализация, позволяющая обеспечить успешную адаптацию ребёнка к условиям дошкольного учреждения;
  • стимулировать познавательное развитие детей через взаимодействие с объектами и явлениями природы;
  • формировать основы эстетической культуры средствами изобразительного искусства;
  • оказание содействия семье в физическом, психическом и личностном развитии ребёнка дошкольного возраста;
  • повышение родительской компетентности.

Приоритетными направлениями в содержании образовательной работы с детьми дошкольного возраста на адаптационной площадке в условиях  кратковременного пребывания являются:

  • приобретение социального опыта детьми дошкольного возраста;
  • формирование средств общения со взрослыми и детьми;
  • ориентирование на личностное развитие детей;
  • развитие навыков в разных видах деятельности с учётом возможностей и интересов детей, потребностей родителей.

 В играх-занятиях у малышей формируются, углубляются и уточняются представления об окружающем мире, совершенствуются практические умения и навыки. Планируя, организуя игры-занятия с нашими воспитанниками, мы решаем не только образовательные и развивающие задачи, но и воспитательные: формируем первичный практический опыт морального поведения в кругу сверстников. Эффективность игр-занятий определяется умением детей применять полученные представления в самостоятельной деятельности.

После занятий звучит спокойная музыка или детские песенки, и мамы с малышами расходятся по группе, выбирая себе игры, занятия.  Профессионализм педагогов позволяет формировать адекватные возрасту способы и средства общения детей и родителей.

Детский психолог помогает родителям понять, с чем связаны особенности поведения их ребёнка (непослушание, капризы, упрямство, сложности в контакте с детьми и взрослыми и т.д.).

Преимущества новой философии взаимодействия педагогов с родителями в адаптационной группе неоспоримы и многочисленны:

  • положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что детский сад всегда поможет им в решении педагогических проблем, учитывая их мнения, предложения по взаимодействию с ребёнком. Педагогам, в свою очередь, гарантированы поддержка, понимание со стороны родителей в большинстве проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие;
  • учёт индивидуальности ребёнка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьёй, знает особенности, привычки своего будущего воспитанника и учитывает их в работе;
  • возможность объединения усилий учреждения дошкольного образования и семьи в обучении, воспитании и развитии ребёнка.

При кратковременном пребывании детей в детском саду в процессе общения, занятий, игр со сверстниками закладывается базис личностной культуры ребёнка, необходимой для успешной социализации.

Заметна положительная динамика в развитии детских видов деятельности. Всё это результат целенаправленной системной работы педагогов адаптационной группы, родителей и содержательной предметно-развивающей среды, мотивирующей деятельность детей с учётом разного уровня их развития.

  

ПЛАН РАБОТЫ АДАПТАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКИ В УСЛОВИЯХ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ ДЕТЕЙ

Организационная встреча администрации и родителей (за день до начала открытия работы адаптационной площадки).

Знакомство с планом работы и правилами посещения:

- представление педагогов, которые будут работать с детьми;

- заключение договоров о предоставлении услуги;

-анкетирование «Прогноз адаптации Вашего ребенка».

  

ПРАВИЛА ПРЕБЫВАНИЯ НА АДАПТАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКЕ

Ребёнок посещает площадку только в сопровождении родителей или близких.

Ребёнок и сопровождающие должны быть здоровыми.

Родители активно участвуют в деятельности детей на площадке, следуют рекомендациям педагогов.

Ответственность за жизнь и здоровье детей во время занятий несут родители.

Взрослым и детям необходима сменная обувь. Одежда и обувь должны быть удобными, не ограничивать движений в деятельности, которая им предлагается.

Запрещается приносить на площадку продукты питания, жвачки (детям и взрослым). Не желательно приносить игрушки из дома.

В случае невозможности прийти на площадку необходимо предупредить администрацию учреждения образования.

 

Адаптационная группа осуществляет свою деятельность

на протяжении 10 дней  (с 18.08 по 31.08) .

Время работы: 8.45 – 11.30

РАСПОРЯДОК ДНЯ И СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ

Время

Режимные моменты

08.45-09.00

 Приход детей и родителей в группу

09.00-09.15

Самостоятельные игры детей, индивидуальное общение с педагогами.

09.15-09.30

Специально организованная деятельность (по выбору, зависит от цели данного занятия):задания по сенсорному развитию (ориентировка в величине, форме, цвете предметов); развитие речи (занятия с картинками, сюжетные показы, показы простых предметов и их называние, рассказ без показа; рассказывание сказок); физические упражнения (ОРУ, основные виды движений, игры малой и средней подвижности); дыхательные упражнения с элементами психогимнастики; музыкальная деятельность (использование детских песенок, потешек, попевок с целью развития координации движений, умения соотносить слова текста с движениями).

09.30-09.45

Самостоятельные игры детей

09.45-10.00

Специально организованной деятельности: продуктивная деятельность (ознакомление с искусством и развитие изобразительной деятельности: аппликация без наклеивания, лепка, конструирование, рисование совместно с родителями).

10.00-10.30

Совместная игровая деятельность детей и взрослых

10.30-11.00

Игры на участке группы

11.00-11.30

Уход детей и родителей домой

 Учебная программа дошкольного образования. Минск. Национальный институт образования, 2023.

Постановление №525 от 07.08.2019 «Об утверждении специфических санитарно-эпидемиологических требований»

 

 

ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

 

Адаптационной группы кратковременного пребывания

 «Ладушки»

 

1 день (18.08)

День руководителя – «Нормативно-правовое обеспечение учебного процесса в дошкольном учреждении».

 (Ответственный: заведующий Тарасевич С.А.)

 

2 день (21.08)

День медицинской сестры – «Режим в жизни малыша, санитарные нормы и правила в дошкольном учреждении образования».

(Ответственный: медецинская сестра Свердлова А.В.)

 

 

3 день (22.08)

День психолога – «Особенности воспитания детей с ОПФР».

(Ответственный: педагог-психолог Котчик О.Э.)

 

4 день (23.08)

День дефектолога – «Как заниматься с непоседой. Советы учителя –дефектолога».

(Ответственный: учитель-дефектолог Гасанова Г.В.)

 

5 день (24.08)

День физкультуры – «Влияние физических упражнений на развитие речи  детей дошкольного возраста».

(Ответственный: руководитель физкультуры Демчик С.А.)

 

6 день (25.08)

День воспитателя – «Развиваем речь в сюжетно-ролевой игре».

(Ответственный: воспитатель дошкольного образования  Зданевич Н.П.)

 

7день (28.08)

День медика - «Профилактика ОКИ».

(Ответственный: медецинская сестра Шустицкая А.В.)

 

8 день (29.08)

День музыки  – «Музыкальное развитие детей 2-3, 4-5 летнего возраста.  Как логоритмика помогает развивать фонематический слух и речь».

(Ответственный: музыкальный руководитель Доронина Е.Г. )

 

9 день (30.08)

День психолога – «Профилактика нежелательного поведения».

(Ответственный: педагог-психолог Котчик О.Э.)

 

10 день (31.08)

День учителя-дефектолога – «Говорим правильно в семье. Речевые игры. Слух и зрение в речевом развитие ребенка».

(Ответственный: учитель-дефектолог Острейко С.Н., Дубник А.Ю.)

 

 

 

План работы

адаптационной группы кратковременного пребывания «Ладушки»

ГУДО «Детский сад № 74 г. Бреста»

Тема занятия

Основные блоки

Содержание деятельности

Цель

1 занятие «Знакомство»

Познавательная практическая деятельность

Музыкальное искусство

Трудовая деятельность

Физическая культура

1. Игра «Давайте познакомимся»

2. Игра «Волшебный поезд»

3. Поможем кукле Маше собрать ее игрушки.

4. Хоровод с куклой в спортивном зале.

Знакомство с детьми;

формирование теплой эмоциональной атмосферы; формирование положительного отношения к пребыванию в дошкольном учреждении

знакомство с пространством музыкального зала, снятие эмоционального напряжения

приучать убирать игрушки за собой

накопление двигательного опыта

2 занятие «Колобок»

Познавательная практическая деятельность

Художественная деятельность

Изобразительное искусство

Трудовая деятельность

Физическая культура

1. Рассматривание и обыгрывание игрушки.

2. Игра с плоскостными геометрическими фигурами.

3. Лепка «Колобок»

4. Подвижная игра с колобком

 

Развивать умения выделять и называть части игрушки; формировать умение включаться в диалог; вызывать положительные эмоции.

Формировать умение выбирать кружочки по характерным признакам (нет углов); составлять кружочки из 2 – 3 частей;

Развитие умения работать с пластилином; развивать мелкую моторику рук.

Развивать умение ориентироваться в пространстве.

3 занятие «Курочка с цыплятами»

Познавательная практическая деятельность

Художественная деятельность

Изобразительное искусство

Игровая деятельность

1. Рассматривание и обыгрывание игрушки «Курица»

2. Обыгрывание потешки.

3. Игра за столом «Зернышки для цыплят».

4. Лепка. «Зернышки».

5. Игра «Найди цыплят».

6. Игра с подлезанием, подползанием «Цыплята и кошка».

 

Развивать у детей умение имитировать голоса птиц, действовать по указанию взрослого.

Содействовать художествен

ному восприятию потешки.

Закреплять знание цвета; развивать мелкую моторику.

Заинтересовывать детей лепкой; помочь в усвоении приемов лепки (отрывать кусочки); знакомить с правилами пользования материалами для лепки.

Развивать умение ориентироваться в пространстве; совершенствовать умение ходить, не наталкиваясь друг на друга.

Учить подлезать, проползать под веревку, дугу.

4 занятие «Зайка»

Познавательная практическая деятельность

Изобразительное искусство

Художественная деятельность

Игровая деятельность

1. Рассматривание и обыгрывание игрушки «Заяц».

2. Лепка «Морковки для зайчика».

3. Игра с платочками.

 

 

Формировать представление о животных (заяц), развивать умение узнавать животное по отличительным внешним признакам; обогащать знания и представления детей о животных живущих в лесу.

Формировать умение совершать действия с пластилином (раскатывать тесто между ладонями прямыми движениями обеих рук); познакомить с оранжевым цветом.

Обучать общеразвивающим упражнениям, воспитывать интерес к участию в двигательной деятельности.

5 занятие «В гости к нам пришли мышата»

Познавательная практическая деятельность

Художественная деятельность

Игровая деятельность

1. Рассматривание и обыгрывание игрушек.

2. Дидактическая игра за столами «Спрячь мышку».

3. Пальчиковая игра «Часы».

4. Ходьба и бег на носках, упражнения с лентами.

5. Игра «Кошка и мыши».

 

Формировать умение узнавать животных (мышей) по отличительным внешним признакам и издаваемым звукам; дать понятие «один», «много».

Развивать умение сравнивать и подбирать цветную картинку в соответствии с заданным образцом; закреплять знание цветов.

Формировать умение выполнять элементы музыкально-ритмических движений и игровых действий.

Учить ходить, бегать на носках, используя пространство всего зала, не наталкиваясь друг на друга; формировать умение выполнят движения вслед за взрослым и с его помощью; обогащать двигательный опыт детей.

Учить детей пролезать в обруч; обогащать двигательный опыт, развивать воображение, внимание.

Обогащать двигательный опыт детей; формировать умение управлять своими действиями, ориентироваться в пространстве.

6 занятие «Птичка»

Познавательная практическая деятельность

Игровая деятельность

Художественная деятельность

Изобразительное искусство

Игровая деятельность (на прогулке)

1. Рассматривание и обыгрывание игрушечных птиц, большой и маленькой.

2. Наблюдение за живым попугаем.

3. Ходьба и бег по залу с заданием «Птицы летают».

4.Пальчиковая игра «Сорока-ворона».

5.Игра «Ку-ку».

6.Рисование пальчиками «Зернышки для птичек»

7.Подвижная игра «Птички».

 

Формировать умение узнавать птиц по отличительным внешним признакам и издаваемым звукам; формировать первоначальное представление о величине.

Снять напряжение; создать эмоциональный комфорт, хорошее настроение; закрепить характерные признаки птиц; дать понятие живое.

Учить ходить, бегать в разных направлениях, переходить от ходьбы к бегу и наоборот; сочетать ходьбу и бег с движениями руками «машем крыльями», выполнением других заданий.

Учить рисовать овал; помогать осваивать основные цвета.

Учить детей выпрыгивать из обруча, выполнять движения в соответствии с текстом игры; развивать воображение, внимание.

7 занятие «Солнышко лучистое»

Познавательная практическая деятельность

Художественная деятельность

Игровая деятельность

1.Рассматривание и обыгрывание макета солнышка.

2.Конструирование «Солнышко».

 3. Подвижная игра «Дождик».

 4.Дидактическая игра «Цвет и форма».

 

Развивать способность слушать и понимать содержание стихотворения; закрепить знания о характерных признаках солнышка; вызывать положительные эмоции.

Формировать умение создавать несложные конструкции; развивать мелкую моторику.

Обогащать двигательный опыт детей; развивать самостоятельность.

Учить узнавать предметы, сравнивая их по цвету и форме; закреплять знание основных цветов и форм.

8 занятие «Волшебный поезд»

Познавательная практическая деятельность

Художественная деятельность

Игровая деятельность

1. Рассматривание и обыгрывание игрушки-конструктора «Поезд».

2. Игра в поезд.

3. Дидактическая игра «Вагончики».

4. Поезд едет по рельсам.

 

Формировать представление о составных частях поезда; развивать умение соотносить части и целое.

Формирование умения выполнять движение, повторяя за взрослым и с его помощью; учить ходить изменяя темп, друг за другом; обогащать двигательный опыт детей.

Развивать мелкую моторику, уточнит понятие много, закреплять знание основных цветов.

Формировать умение ходить друг за другом; учить ходить переступая через рейки, положенные на полу.

9 занятие «Мой веселый звонкий мяч»

Познавательная практическая деятельность

Художественная деятельность

Игровая деятельность

Музыкальное искусство

1. Приветствие.

2. Рассматривание и обыгрывание мяча.

3. Психогимнастика «Мяч»

4. Музыкальная игра «Крошки»

5. Подвижная игра «Найди мячик»

 

Создание положительного эмоционального настроя в группе;

Сплочение группы, развитие умения взаимодействовать со сверстниками;

Повышение эмоционального тонуса;

Развитие чувства ритма, координации движения;

Развитие ориентации в пространстве;

Формировать умение отражать в речи свое местонахождение, местонахождение других детей, предметов;

Развитие зрительного и тактильного восприятия, речи и воображения.

10 занятие «Мыльные пузыри»

Познавательная практическая деятельность

Художественная деятельность

Игровая деятельность

Музыкальное искусство

1. Приветствие.

2. Рассматривание и обыгрывание мыльных пузырей

3. Потешка «Ладушки-ладошки»

4. Музыкальная игра «Вот гуляем мы с дружком».

5. Пальчиковая игра «Чижик-пыжик»

6. Психогимнастика «Мыльные пузыри»

 

Снятие эмоционального напряжения и агрессии;

Снижение излишней двигательной активности, импульсивности;

Формирование у детей умения устанавливать контакт друг с другом, сплочение группы;

Развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики;

Развитие внимания, речи и воображения.